Porsche и Volkswagen: кто и как покупает и в чьих руках будет Volkswagen AG

hitl.jpgКто-то покупает, кто-то продает… В «черный вторник» 16 сентября, когда биржи всего мира сотрясало землетрясение, Porsche объявила о приобретении контроля над 35,1 % Volkswagen AG.

В лучших традициях свободного рынка на гребне испытаний на сцену вышел «виннер»: фирма, приумножившая на падающем рынке свою долю в большом вкусном концерне. С тех пор случилась серия событий, обещающих только обострение битвы: демонстрации протеста рабочих концерна, подозревающих Porsche в намерении урезать производство в родном для VW Вольфсбурге, принятие нового «Закона о Фольксваген», превращающего 20% долю государства в VW в блокирующий пакет, и, наконец, резкое выступление Еврокомиссии, считающей привилегированные позиции немецкого государства в VW — беззаконием. Столкновение интересов «Porsche против всех» сотрясало концерн последний год, но как-то мягче.

Porsche обвиняли в интересе к внутренним бумагам концерна, в попытках вмешаться в управление, в том, что стало очевидным наблюдателям уже три года назад: Porsche намерен прибрать VW к рукам и через совместные макропроекты под собственным руководством вывести формирующуюся индустриальную группу на некие новые рубежи.

35,1- процент Porsche уже дал блокирующий пакет в «Фольксваген», а это означает тектонический сдвиг в раскладе сил во всем европейском автопроме.

Дело в том, что VW до известной степени контролирует марки по всей Европе: Audi, Skoda, SEAT, Bentley, Lamborghini, Bugatti, производственные комплексы в Чехии, Венгрии, Великобритании, Испании, Италии. И во главе этой империи становится не абстрактный инвестиционный фонд, а семейство с вековыми амбициями, явно намеренное будоражить мир автопроектами. Эту империю во главе VW любовно собирал все последние годы не кто иной, как представитель клана Порше-Пиех Порше — Фердинанд Пиех. Судя по всему собирал не случайно. Внук легендарного Фердинанда Порше и сын управляющего фирмой Volkswagen на заре его создания Антона Пиеха родился в 1937 году, а в начале 60-х гг. начал работать в фирме Porsche. Он участвовал в создании множества спорткаров и так хорошо гонялся сам, что в 1970 году выиграл 24-часовую гонку Ле Ман. Однако вскоре он оставил и спорт и родовую фирму, и неожиданно ушел в качестве менеджера в подразделение VW — Audi, тогда довольно второстепенное.

Очень многое, из того, что произошло после, говорит, о том, что возможно, все это было неспроста и Порше уже тогда имели свою задумку.

Во всяком случае, именно Пиех убедил тогдашнее руководство VW создать на платформе VW спорткар — Audi. Вместе с инженером Йоргом Бенсингером он разработал новое купе и проследил, чтобы концерн не поскупился на его продвижение. Постепенно на отделение были распространены и многие технологии Porsche от антикоррозийных покрытий до платформы внедорожника.

Последняя была разработана Porsche по заказу VW.

На ней возникли Porsche Cayenne, VW Touareg и наконец Audi Q7, первый SUV марки. Ещё в начале 90-х гг. успех Audi вывел Пиеха в главы всего VW, и в 90-е руками концерна он стал приобретать европейские перлы от Lamborghini до Bentley. В начале нулевых Porsche в альянсе с Audi-Volkswagen начал разработку гибридных двигателей, а осенью 2005 года случилось самое интригующее. Сравнительно маленькая фирма Porsche начала скупку акций концерна VW, выдвинув претензии на фактическое управление. В сентябре 2005 года фирма Porsche неожиданно объявила о намерении довести свою долю в Volkswagen с 5 % до 20 %. Многие сомневались в том, что крохотный производитель luxury способен на такое, но события развивались стремительно. Уже в начале октября доля миноритария в капитале VW преодолела отметку в 10%, а вскоре Porsche уже отчитывалась в рубеже 18,53%.

Паника, возникшая в деловых кругах, сводилась к реплике «Никто не знает, что в голове у Пиеха».

Никто не сомневался, что за семейным маневром стоит он. Фердинанда Пиеха попытались лишить председательского кресла в наблюдательном совете VW, но безуспешно, хотя против Porsche выступили мощные силы. По информации французской Figaro, застрельщиками контратаки якобы являлись представители акционеров ThyssenKrupp (флагман сталелитейной отрасли и крупный смежник VW) и TUI (крупнейший мировой туроператор), поддержанные премьером Нижней Саксонии Кристианом Вульфом. Причем интриги наслаивались одна на другую. Так, согласно «Закону о Фольксваген» (VW создавался как народное предприятия на деньги простых немцев) никто не мог иметь в концерне долю более 20%. Но старый закон противоречил нормам ЕС и вскоре подлежал отмене. Неожиданностью стали финансовые резервы Porsche, и многие задались вопросом, кто за ними стоит. Но самым интригующим стало политическое перепутье.

Атака VW пришлась ровно на выборы 2005 года, окончившиеся вничью.

Если социал-демократ тогда канцлер Герхард Шрёдер поспешил одобрить инициативу Porsche, то премьер Земли Нижняя Саксония, где расположена штаб-квартира концерна, Кристиан Вульф (консерваторы — ХДС/ХCC) резко выступил против. Очень возможно, что в истории Porsche-VW схватка произошла между промышленно-политическими кланами Германии. Итог ее до конца не был тогда ясен, да и не мог быть ясен, благо конкурирующие партии составили коалицию. Экспансия Porsche внешне остановилась.

События «взяли с места» в этом сентябре. Последовало объявление о росте доли Porsche, и компания сразу получила «скоростной» контрудар. Оказался оперативно принят новый Закон о Фольксваген, фактически придающий госпакету в 20% права блокирующего пакета.

Закон де-факто привязал транснациональную компанию к стране, проигнорировав общеевропейскую практику.

Все это сопровождалось демонстрациями рабочих, протестовавших против экспансии Porsche. Выглядело все это довольно комично: консерваторы ХДС/ХСС, славные приверженностью либеральной экономике и форсированию евроинтеграции, бросаются защитить немецких рабочих и принципы протекционизма. Пошли на принцип и в ЕС: униженная Еврокомиссия злопамятно пообещала не оставить демарш Берлина без ответа. И верно стоит дать послабление VW, и другие страны потянет насаждать барьеры. С другой стороны, некуда отступать и фрау канцлер: впереди выборы.

Автопром второй половины XX и XXI веков не знает примеров, когда некий «мозговой трест», элитарный производитель, управляющий потенциалом новейших технологий, приобретал бы контроль над транснациональной корпорацией, а тем более промышленной группой. Все происходило ровно наоборот: ТНК поглощали технологические и дизайнерские оазисы. Очень немного осталось и династических собственников. При таком феномене, можно ожидать, что в случае успеха экспансии Porsche могут «выдать на гора» неожиданные решения для глобальных просторов. Интересно. Кроме того в респектабельной Германии столкновения политико-промышленных группировок редко просматриваются столь рельефно, что любопытно уже само по себе. Пока вывод один: представление только начинается и самое время занимать места в партере.

Добавить комментарий